Библиотека МБОУ лицея №6 города Ессентуки

Информационная культура

 

 

 

 

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Дать лицеистам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную  проектно-исследовательскую работу.

Основные направления работы библиотеки по формированию информационной культуры:

1. Комплектование библиотечного фонда, в т.ч. фонда медиаресурсов,

2. Организация комфортной информационной среды,

3. Информационная и методическая работа,

4. Массовая работа,

5.  Индивидуальная работа с читателем,

6. Систематическое повышение собственного профессионального уровня.

Очень  полезны в этом плане профессиональные журналы: "Библиотека", "Школьная библиотека", где можно найти и описание опыта работы коллег, и проблемные статьи, и списки литературы. Интересную информацию по этой теме можно отыскивать в Интернете.

Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как хранилище информации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи.

В государственном стандарте образования отражены основные понятия информационной культуры?

В нём описаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основного общего образования и уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.

Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности. ... Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан стандарт, названы:

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные

  • знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

 

Вот несколько примеров из различных разделов.

Из Стандарта общего среднего образования:

Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.

Определение темы и главной мысли текста.

  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

  • Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

  • Представление материала в табличном виде.

  • Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

 

Из обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе:

Круг чтения и опыт читательской деятельности

  • умение работать с книгой;

  • различать тип книги,

  • пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

 

Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения литературного чтения ученик должен:

  • знать/понимать

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • уметь

различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

  • определять тему и главную мысль произведения; 

  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

  • оценивать события, героев произведения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • самостоятельного чтения книг;

    • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

    • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

    • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

 

Важно рассматривать уровень развития информационной и читательской культуры как фактор реализации конституционного права юных граждан на доступ к информации, к достижениям мировой культуры.

Дата последнего обновления страницы 20.02.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»